Бухара

Бухоро-и-Шариф («Священная и Благородная Бухара») - один из известнейших городов Узбекистана, через который проходил знаменитый Великий Шелковый путь. Бухара является одним из главных центров Ислама не только в Средней Азии, но и во всем мусульманском мире. В средневековье на территории Бухары находилось более 350 мечетей и 80 медресе, многие из которых прекрасно сохранились до наших дней. Все дороги священного города ведут к центральному водоему - Ляби-хаузу, вокруг которого, наряду с архитектурными памятниками, уютно расположились рестораны и чайханы. Помимо грандиозных ансамблей, медресе, мечетей и знаменитого минарета Калян, в Бухаре отлично сохранилась древнейшая крепость Арк, действующие средневековые бани и торговые купола - всего более 140 памятников архитектуры!

Бухара́ (узб. Buxoro) — один из древнейших городов Центральной Азии, административный центр Бухарской области Узбекистана. Единственный город Средней Азии, чья пред- и раннеисламская история была подробно описана в известном труде Наршахи, историка, жившего в X веке.

На протяжении столетий город не менял своего местоположения и был центром владений Бухархудатов, столицей государств Саманидов, Шейбанидов, Аштарханидов, Мангытов и Бухарской народной советской республики.

На протяжении многих веков Бухара играла роль крупного административного, торгово-ремесленного и культурного центра Центральной Азии. Через город проходила одна из трасс Великого шёлкового пути, соединявшего страны Средиземноморья с Дальним Востоком.

Бухара, как и на протяжении столетий, оставалась своего рода Меккой для среднеазиатских мусульман. Многочисленные мазары — места поклонения привлекали огромное количество паломников. В городе проживали известные учёные-теологи, укрепляя её славу как центра мусульманского богословия.

В 1925 году в Бухаре прошёл I Всеузбекский учредительный курултай Советов, при котором была принята «Декларация о создании Узбекской Советской Социалистической Республики».

  • Ансамбль Надира Диван-беги

    Ансамбль Надира Диван-беги, включающий медресе, ханаку и хауз, тесно связан с именем визиря Надира Диван-беги, который служил при Имамкули-хане, одном из сильнейших правителей династии Аштарханидов.

    Медресе Надира Диван-беги (1622 г.) расположено в восточной части площади Ляби-Хауз. В начале XVII в. Надир Диван-беги начал строительство караван-сарая, но на открытии здания Имамкули-хан неожиданно для всех провозгласил его медресе. Поэтому конструкцию здания пришлось дополнить порталом, лоджиями и угловыми башнями, пристроенными к главному фасаду, и надстроить второй этаж с кельями (худжрами) для проживания студентов. Основная особенность этого медресе в том, что комната для занятий здесь так и не была построена. Портал медресе украшают мозаичные изображения живых существ. К лучам солнца стремятся две птицы счастья Семург, держа в когтях ланей. Надпись, оставленная на портале, гласит: “Аллах велик, Мухаммед пророк его”. В 1993 году медресе Надира Диван-беги были включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Существует интересная легенда, связанная с постройкой медресе. Надир Диван-беги задумал связать себя узами брака и в день свадьбы подарил возлюбленной лишь пару серег. Невеста сильно обиделась за такой скромный подарок, сказав, что семья жениха не настолько бедна, чтобы ограничиваться серьгами. Но визирь никак не прокомментировал слова жены. Спустя несколько лет Надир Диван-беги построил мечеть, медресе и хауз. Законная супруга с горечью напомнила, что на дорогую свадьбу и шикарные подарки денег не было, а на строительство они откуда-то появились! На что муж попросил ее заглянуть в шкатулку с драгоценностями. Жена открыла шкатулку и, обнаружив там только одну серьгу, подняла крик, что их обокрали. “Любимая, все сооружения, которые ты видишь, построены за счет одной твоей серьги! - сказал супруге Надир Диван-беги. - Ты не смогла оценить мой подарок, так оцени то, что построено за счет этого подарка!”

    Прямо напротив медресе находится ханака Надира диван-беги (1619-1620 гг.), построенная несколькими годами ранее медресе. Она представляет собой довольно массивную многокамерную постройку. В боковых стенах и углах находятся худжры. Основной портал ханаки выполнен в виде оригинальной вытянутой формы, а по краям его украшает эпиграфическая вязь. Декор главного входа ханаки можно считать достаточно консервативным, если не брать во внимание изображение цветов. Благодаря наличию большого зала с потрясающей акустикой и удобному местоположению ханака Надира Диван-беги долгие годы является центром религиозной и культурной жизни Бухары.

    Между ханакой и медресе Надира Диван-беги расположен большой водоем прямоугольной формы, протянутый с востока на запад - хауз. Берега его выполнены в виде каменных ступеней, сделанных из мощных блоков желтого известняка.

    Сегодня медресе Надира Диван-беги стало любимым местом жителей и гостей древней Бухары. Здесь царит удивительная атмосфера, позволяющая в полной мере приобщиться к культурному наследию узбекского народа и познать всю прелесть фольклорных представлений и тщательно оберегаемых национальных традиций.

    Фольклорное шоу в медресе Надира Диван-Беги

    Старинное медресе Надира Диван-беги (1622 г.) расположено в восточной части площади Ляби-Хауз в Бухаре и знаменито не только своей архитектурой, но и регулярно проводимым в его стенах фольклорном шоу. Продолжительность фольклорного концерта: 40-45 минут в вечернее время.

    Программа представления:

    Живая национальная музыка и рассказ от солистов фольклорного ансамбля «Бухорча» о традиционных музыкальных инструментах: дойре, гиджаке, нае и др. 
    Танцевальное шоу, в котором представлены национальные танцы различных регионов и народов Узбекистана под живое музыкальное сопровождение: хорезмский народный танец, ферганский классический танец, узбекский национальный танец, а также арабский и таджикский танцы.
    В перерывах между танцами - показ мод от бухарских дизайнеров одежды. В процессе дефиле будут продемонстрированы оригинальные коллекции одежды из шелка и хлопка, которые сочетают в себе колоритные национальные особенности и современные модные тенденции.

    По желанию гостям будет предложен вкусный ужин, включающий блюда узбекской кухни (плов, манты, мастава, самса и др), а также традиционный чай с восточными сладостями.

    В худжрах (кельях) медресе Надира Диван-беги находится множество сувенирных лавок, где можно найти уникальные национальные сувениры ручной работы местных ремесленников.

    Фольклорное шоу в медресе Надира Диван-беги позволяет окунуться в яркий колоритный мир культуры узбекского народа, поэтому пользуется большим спросом у туристов.

  • Золотошвейная фабрика

    На протяжении многих веков Бухара славилась не только своими археологическими памятниками, святыми местами, но и являлась центром искусства вышивания и, в частности, его редкой разновидности - золотого шитья. Именно здесь издревле трудились мастера, украшавшие узором из золотой нити одежду, обувь, головные уборы и предметы интерьера, которые позже находили своих обладателей в лице правителей и его приближенных.

    В XVIII-XIX вв. шитье золотом как придворное искусство было развито лишь в Бухаре и являлось по-настоящему роскошным и уникальным.

    Секреты золотошвейного искусства передавались из поколения в поколение и были недоступны для посторонних. Долгое время этим занимались лишь мужчины, которые со временем начали обучать своему искусству жен, сестер и матерей. Теперь женщины выполняют эту работу настолько мастерски, что бухарские золотошвейные изделия стали известны на весь мир. С момента свержения власти последнего бухарского эмира и упразднения Бухарского эмирата в ХХ веке перестало существовать и золотошвейное искусство в том виде, какого требовала эпоха. Однако мастера, знающие все тонкости своего дела, остались, и в скором времени, немного видоизменившись, искусство золотого шитья продолжило свое развитие. Его центром по-прежнему осталась Бухара - жившие здесь швеи объединились в артели ремесленников и продолжали изготавливать головные уборы, женскую и мужскую одежду и отдельные элементы национального костюма, декорировать предметы быта.

    Позже в Бухаре была открыта золотошвейная фабрика, которая существует и по сей день. Она установила торговые отношения с самыми разными странами мира - Россией, Казахстаном, Литвой, Латвией, Азербайджаном, Арменией.

    Бережно храня традиции своих предков и в то же время осваивая новые технологии, на фабрике трудятся свыше ста женщин. Многие из них занимаются любимым делом более тридцати лет и готовят новую смену вышивальщиц. Продуктами производства фабрики являются золототканые ковры, элитные портьеры, женские и мужские чапаны, головные уборы, изделия с государственной символикой, сувенирная продукция, шкатулки, футляры и дамские сумочки, кошельки и портмоне, обувь. Всего фабрика выпускает более семидесяти наименований изделий. Все они отличаются присущей востоку роскошью и изыском.

    Основой для вышивки из золотых нитей служит бархат темно-синего, черного, фиолетового, вишневого, лилового и коричневого цветов. Эта царская ткань заставляет золотые нити играть во всем их блеске, усиливая эффект ручного шитья. Многие работы дополнительно украшаются камнями,что делает их еще богаче. Существует более сорока способов шитья золотом, нобухарские умельцы не останавливаются на достигнутом и изобретают все новые швы и строчки, узоры и орнаменты.

    На сегодняшний день постоянными заказчиками продукции, выпускаемой на золотошвейной фабрике Бухары, являются аппарат Президента Узбекистана, Кабинет Министров, Министерство Иностранных дел и прочие ведомства Республики Узбекистан, театры, дворцы искусств, концертные залы столицы и областей.

  • Комплекс Пои-Калян

    Пои-Калян (XII-XVI вв.) - центральный архитектурный комплекс Бухары, расположенный на парадной площади Регистан. Комплекс Пои-Калян, что в переводе означает “подножие великого”, находится у минарета Калян и включает в себя три сооружения XII-XVI веков: мечеть Калян, минарет Калян и медресе Мири Араб.

    Минарет Калян
    Большой бухарский минарет или минарет Калян - древнейшее здание парадной площади и главный символ Бухары. Возраст минарета составляет почти 9 веков, и за все это время он ни разу не был в реставрации. Минарет Калян, построенный полностью из жженого кирпича, был воздвигнут в 1127 году Караханидом Арслан-ханом. Высота минарета составляет 46,5 метров при диаметре цоколя в 9 метров. Наверху величественного массивного столба конической формы возвышается цилиндрический фонарь. Фонарь украшают 16 сквозных арочных проемов, которые венчает сталактитовый карниз - шараф. Надпись на карнизе гласит, что он был сооружен в 1127 году восточным зодчим Бако. А вот купол фонаря не сохранился. Через минарет Калян перекинут мостик, который соединяет его с крышей мечети Калян. Отсюда по крутой и узкой кирпичной винтовой лестнице со 105 ступеньками можно подняться в ротонду (верхняя часть) минарета. С ротонды минарета Калян можно наблюдать потрясающую панораму Бухары.

    Мечеть Калян
    Мечеть Калян или Большая мечеть была построена при Убайдулле-хане в 1514 г. на месте разрушенной мечети караханидов. Мечеть Калян, считающаяся второй по размеру в Узбекистане после самаркандской мечети Биби-Ханым, одновременно вмещала в себя 12 000 молящихся. Все пять столетий своего существования мечеть Калян является главной соборной мечетью Бухары. Мечеть построена в традициях архитектуры эпохи Тимуридов - по традиционному прямоугольному плану с четырьмя айванами. Главный или Восточный вход украшает большой мозаичный портал, расположенный на возвышении. Пройдя вниз по нескольким ступенькам, можно попасть во двор мечети. По бокам главного здания мечети возвышаются два купола голубого цвета. Периметр внутреннего двора мечети украшают крытые сводчатые галереи с 288 куполами, основанием которых служат 208 столбов. Цветная облицовка фасадов создана при помощи кирпичей, покрытых лазурью и мозаикой.

    Медресе Мири Араб
    Напротив мечети Калян находится действующее медресе Мири Араб («Эмир Арабский»), построенное в 1535-1536 гг. на средства племянника Шейбани-хана - Убайдуллы-хана для шейха Абдуллы Йеменского, духовного наставника ранних шейбанидов. Чтобы построить медресе Мири Араб, Убайдулле-хану пришлось продать в рабство три тысячи пленных персов. По другим сведениям, медресе было простроено на средства от трофеев, завоеванных Убайдуллой-ханом во время его военных походов. Хан отдал их главе мусульман Бухары и своему наставнику - “Князю арабов” - Абдулле Йеменскому.

    Здание, являющееся вторым после медресе Кукельдаш крупным медресе Бухары, включает в себя два этажа со 114 худжрами вокруг четырехайванного двора и два крестообразных зала. Первый зал представлял собой мечеть и лекционный зал, второй - усыпальницу Убайдуллы-Хана, Абдуллы Йеменского и других знатных особ. В центре гурханы (усыпальницы) расположено надгробие Убайдуллы-хана, выполненное из дерева. В его изголовье находится гробница Мири-Араба. К главному фасаду медресе примыкают двухъярусные лоджии. Медресе декорировано наборной резной мозаикой и многоцветной стилизованной орнаментацией. Сегодня на территории медресе располагается действующее духовное училище, где будущие муфтии обучаются тонкостям мусульманства.