Лоян
Лоян расположен в западной части провинции Хэнань на берегу реки Ло. Древний город служил столицей девяти императорским династиям периода Тан и Сун. Символом города является цветок пион. Как гласит легенда, императрица повелела отправить этот цветок в ссылку, так как он зацвел зимой. Поэтому ежегодно с 15 по 25 апреля здесь устраивается Фестиваль пионов, привлекающий туристов. Лоян знаменит трехцветной керамикой эпохи Тан, изделиями из бронзы и светильниками. В Лояне много культурно-исторических памятников.
Здесь расположен один из трех крупнейших пещерно-храмовых ансамблей - Гроты Лунмэня. Начало строительства датируется 494 годом. В это время в песчаниковых скалах и возник буддийский пещерный монастырь. На протяжении 4 столетий в гротах Лунмэня высекали все новые и новые рельефы и изваяния. Сохранилось около 100 тыс. изваяний будды. Самая высокая скульптура имеет высоту 17 метров, а самая маленькая не превышает 2 см.
В 13 км к востоку от города расположен Храм Белой Лошади (Баймасы). Этот храм - древнейшее буддийское сооружение на территории Китая. Как гласит легенда, здесь поселились два монаха, которые на 2-х белых конях привезли из Индии священные свитки. С 68 года этот храм стал местом хранения священных книг. Здесь же были похоронены и монахи, их скульптурные изображения сохранились до наших дней.
В 50 км к юго-востоку от Лояна, вблизи уездного города Дэнфэн, находится знаменитый монастырь Шаолинь. Это один из самых известных в Китае центров буддизма и боевых искусств. Монастырь возник в 495 г. после того, как здесь поселился индийский монах Бодхидхарма, основатель чань-буддизма. В XVII веке здесь возникли первые тайные общества - «триады», которые распространились по всей стране. В XX веке монастырь был почти полностью разрушен и восстановлен лишь частично. Умиротворяющая красота и гармония гор Суншань, романтика древности, атмосфера минувших веков с ее философией углубленного самосозерцания и уединения придают этому месту особую значимость.
За монастырской стеной высится впечатляющий Лес Пагод - кладбище, где сохранилось свыше 260 надгробных ступ с прахом настоятелей монастыря. Каменные пагоды, относящиеся к IX - XIX вв., - наглядное свидетельство стилевых изменений разных эпох.